ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ
ТЕСТ (ТАТ)
Тематический апперцептивный тест (ТАТ) был разработан в Гарвардской психологической клинике Г.Мюррейем с сотрудниками во второй половине 30х годов.
ТАТ был представлен как метод анализа воображения, обеспечивающий возможность характеризации индивида на основе его интерпретации изображенных сценариев. Этот метод позволял испытуемым фантазировать без каких-либо явных ограничений, способствуя ослаблению психологических защитных механизмов. Более подробное теоретическое обоснование и стандартизованную методику анализа и интерпретации ТАТ Г.Мюррей и его коллеги представили позже в монографии "Исследование личности". Окончательная схема интерпретации ТАТ и третья редакция стимульного материала были опубликованы в 1943 году.
Процесс тестирования.
Испытуемому предлагают серию чёрно-белых рисунков, изображающих сцены из повседневной жизни. Представленные на рисунках фигуры и ситуации могут быть раскрыты с разной степенью детализации и эмоциональной выразительности.
В составе ТАТ содержится 30 картинок, созданных специально для исследования. Некоторые из них нарисованы по запросу психологов, другие – являются репродукциями произведений и иллюстраций. Важной составляющей теста является также белый лист, на котором испытуемому предоставляется возможность через своё воображение нарисовать любую сцену. Серия из 31 рисунка предлагается испытуемому последовательно в двух сессиях, проводимых с перерывом. Из них 10 рисунков общие для всех, остальные подбираются в зависимости от пола и возраста испытуемого, чтобы обеспечить максимальную идентификацию с изображенными персонажами.
Важно отметить, что проведение ТАТ может быть адаптировано под конкретные условия исследования. Некоторые психологи предпочитают проводить сессию в один этап с коротким перерывом, в то время как другие предпочитают более длительное исследование в течение часа.
Задачей испытуемого является создание истории для каждой картинки, которая отражала бы ситуацию на изображении. Это включает в себя размышления о чувствах и намерениях персонажей, мотивах, приведших к данной ситуации, и её исходе. Ответы записываются с учётом пауз, интонаций и других выразительных элементов. Так как испытуемый не осознаёт цель исследования, ожидается, что он раскроет определённые аспекты своей личности менее осознанно и контролируемо, чем в прямых диалогах.
При интерпретации результатов ТАТ важно учитывать контекст личности, подвергаемой анализу. Этот метод эффективно сочетает психологическую подготовку и опыт психолога, включая знание психологии личности и клинической практики, а также способность к адаптации метода для получения более глубокого понимания психологических аспектов личности.
Набор карточек методики ТАТ >>